Пивский монастырь

Пивский монастырь является главной достопримечательностью района Плужине. Эта обитель с очень необычной историей.

Все началось было в XVI веке, во времена тяжкого турецкого ига. Османские власти признавали за так называемыми “народами Книги”, христианами и иудеями исповедовать свою религию при условии уплаты “джизьи” – специального налога на лиц немусульманского вероисповедания. Его размеры часто были непомерными и зависели в большинстве случаев только от произвола и жадности местного турецкого чиновника. Помимо уплаты этого налога на христиан накладывался еще целый ряд дополнительных ограничений, например, запрет ездить верхом, запрет носить оружие и служить в армии и многое другое. В частности христиане не имели права строить новые церкви, допускался лишь ремонт старых, существовавших еще до турецкого завоевания. Многие не выдерживали такого жестокого гнета и добровольно принимали магометанство, лишь бы не быть человеком второго сорта и не переживать всех тягостей существования христиан в Османской империи. Были однако и те, кто, невзирая ни на какие трудности, предпочитал сохранить веру отцов.

Регулярной практикой османской администрацией было насильственное отуречивание некоторых христиан. Этот обычай назывался “девширме”. Молодых мальчиков отбирали у их семей, отправляли в Константинополь или в другие города подальше от родных мест, где обращали в ислам. Из них воспитывали либо воинов – янычар, либо администраторов-управленцев, инженеров, других служащих, смотря к чему тот или иной молодой человек проявлял склонность. Многие из них помнили свое христианское происхождение и благосклонно относились к своим бывшим собратьям по вере, покровительствовали им.
Одним из таких людей был знаменитый Мехмед-паша Соколович из богатого рода. Взятый из своей семьи уже достаточно взрослым, в пятнадцатилетнем возрасте, он отлично помнил свое происхождение и возможно даже был тайным христианином. Как и многие другие бывшие христиане он достиг больших высот в имперской иерархии – дослужился до статуса великого визиря Османской империи. Его племянник Савватий Соколович, в будущем Сербский патриарх в то время был митрополитом Пивы. Пользуясь покровительством своего влиятельного дяди, он в 1573 году под видом ремонта старой церкви строит новый большой монастырь, посвященный Успению Пресвятой Богородицы. Вероятно, старая церковь и в самом деле когда-то существовала на этом месте. Об этом есть несколько свидетельств в письменных церковных архивах, однако, на момент постройки нового монастыря от нее не оставалось никаких следов. Фактически монастырь строился с нуля.

Чтобы не привлекать внимания турок новая церковь внешне выглядела очень скромной, хоть и была достаточно крупных габаритов для того времени. Построена она была из ровного обработанного камня серого и красноватого оттенков и представляла собой трехнефный храм с тремя полукруглыми апсидами с восточной стороны. Центральная апсида своими габаритами значительно превышала соседние. Главный неф покрывала высокая двускатная крыша, покрытая медными листами. Боковые нефы имели свои более низкие крыши. С западной стороны к храму был пристроен большой притвор. В отличие от большинства старых сербских церквей, у церкви Успения Пресвятой Богородицы Пивского отсутствовали барабан с куполом. Это было сделано, как мы уже сказали, чтобы не привлекать внимание турецких оккупантов. Кроме нескольких рядов едва выделяющихся пилястр на стенах храма, другие внешние украшения отсутствуют. В церковь вели два небольших портала с западной и южной сторон. Окна храма очень маленькие и больше напоминают бойницы. Не было ни звонницы, ни колокольни, что неудивительно, так как османским законодательством не дозволялся звон колоколов.

Столь неприметный снаружи главный храм Пивского монастыря отличался особым богатством внутренних украшений. Все внутренние стены и своды церкви расписаны прекрасными средневековыми фресками. В начале XVII века, через некоторое время после постройки храма их создала группа иконописцев, среди которых были представители греческой школы фресковой живописи, специально приглашенные из Афона, а также знаменитые местные мастера – Йован и поп Страхиня из Будимля. Среди монастырских фресок присутствуют и просто лики святых, и уникальные по своей красоте библейские сцены. Свод центральной апсиды украшен ликами Богородицы и Христа. Иконостас храма также представляет собой уникальную духовную, историческую и художественную ценность. В начале XVII века его создал мастер Лонгин, иеромонах Патриаршего монастыря в городе Печ.
Хорошо зная способности турок к грабежу и разорению, митрополит Савватий при строительстве монастыря приказал соорудить в притворе потайную комнату для хранения церковных ценностей. Именно благодаря этому во время многочисленных турецких налетов, которые пережил монастырь, удалось сохранить все его сокровища, среди которых главное достояние представляют собой ценные книги – знаменитый псалтирь Ивана Црноевича, одна из первых печатных книг на Балканах, а также четыре окованных серебром евангелия, одно из которых – подарок из России. Помимо книг в ризнице монастыря сохранилось также множество других ценных предметов религиозного назначения.

Уже в ХХ веке монастырь, расположенный возле истока реки Пивы, так называемого Пивского ока, ждало новое испытание. В результате строительства плотины на Пиве он также оказывался на затапливаемых территориях. К чести тогдашних коммунистических властей Югославии было принято решение о переносе представлявшего собой величайшую культурную ценность монастыря на новое место. Эта беспрецедентная операция длилась 12 лет. К работам были привлечены лучшие специалисты-реставраторы, работавшие под эгидой ЮНЕСКО. Все фрески внутренних стен церкви были аккуратно сняты отдельными небольшими фрагментами, само здание было разобрано, каждый камень был учтен и подписан. После этого на новом месте, немного выше прежнего храм был сооружен вновь, покрыт крышей, фрески возвращены на его стены. В 1982 году монастырь был открыт снова и по сей день радует нас своим духовным и художественным богатством. К монастырскому комплексу относятся также расположенный рядом келейный корпус и небольшая отдельно стоящая деревянная колокольня открытого типа.

Класс достопримечательности ***

Как добраться:

Автомобилем. На шоссе Никшич – Плужине.

Поделиться в соцсетях: