Монастырь Прасквица

Будва 0 comments

Название этой обители, расположенной совсем рядом с островом Свети Стефан, происходит по имени бьющего рядом источника, вода которого имеет персиковый вкус. “Прасква” – персик на местном старинном наречии.

Согласно народному преданию монастырь основал в XI веке дуклянский князь Стефан Воислав, от которого пошла династия Воиславлевичей. Однако достоверных археологических либо исторических данных, подтверждающих эту легенду, нет. В источниках первое упоминание о монастыре относится к 1307 году, когда сербский король Стефан Урош II Милутин по пути в Котор заехал в Прасквицу. Он подтвердил принадлежность монастырю земель, подаренных в прошлом королевой Еленой Анжуйской.

В 1413 году князь Зеты Балша III возводит в этой обители церковь Св. Николы. Со второй половины XVIII века монастырь получает регулярную финансовую помощь от русских императоров. Во время Наполеоновских войн Паштровичи восстают против французской оккупации, так как Наполеон отменил привилегии, данные им Венецианской республикой. В отместку французы причинили Паштровичам многие разорения, в том числе ограбили монастырь, убили несколько монахов и сожгли церковь Св. Николы. Храм был восстановлен только в 1847 году на средства, собранные местными жителями.

Обитель пострадала и во время землетрясения 1979 года, после которого была проведена  тщательная реконструкция.

С монастырем Прасквица связана одна легенда. От монастыря до верхней деревушки Челобрдо ведет старая каменная тропа, названная Егоров путь. В самом конце XVIII века в монастыре появился русский монах с одной рукой, звали его Егор Строганов. В прошлом это был военный офицер, сражаясь на дуэли за честь своей дочери, он убил своего противника, но сам также был ранен в руку, которую ему впоследствии ампутировали. Вернувшись после дуэли домой, он не застал своей единственной и любимой дочери Екатерины; не выдержав, она ушла из дома. Убитый горем Егор отправился странствовать. Семь лет он скитался от монастыря к монастырю, пока не оказался далеко на чужбине в Паштровичах. Егор обратился к игумену, чтобы тот разрешил ему жить в монастыре и дал работу, не раскрыв, однако, своей тайны и приняв обет молчания.
Он решил проложить дорогу до горного села Челобрдо. Каждое утро Егор, вооружившись кувалдой, несмотря на то, что был одноруким, выходил дробить неподатливую горную породу, укладывал камни, строил ступеньки. Так он пытался заглушить терзавшие его муки.
Это продолжалось долгие годы. И вот однажды в монастыре появился еще один русский – молодой монах Елисей, который также получил разрешение настоятеля жить в обители. Никто не заметил ни слезы на щеках Елисея, когда он увидел среди монахов Егора, ни того, как каждое утро из окна своей кельи Елисей провожал взглядом Егора, уходившего выполнять свой тяжкий труд. Однажды Елисей тяжело заболел, стала очевидной его скорая смерть. Он попросил позвать к себе Егора и оставить их наедине. Когда они остались одни, Егор, взглянув в глаза умирающего сам побледнел, он снял с головы Елисея монашескую шапку, из под которой выпали длинные волосы – это была Екатерина. Так любящие отец и дочь встретились после долгой разлуки.
Монахи, узнав, что среди них оказалась женщина, похоронили ее и поклялись хранить все в тайне. Никто так и не знал, что же произошло на самом деле, потому что Егор продолжал хранить обет молчания. Он строил и строил свою дорогу, пока наконец не закончил, после чего закрылся в келье наедине со своими мрачными мыслями. Скоро и перед ним замаячил призрак близкой смерти. Егор исповедовался игумену – рассказал эту трагическую историю, после чего скончался. Похоронили его на монастырском дворе. Случилось это незадолго до прихода наполеоновских войск. Около десяти лет русский однорукий монах в одиночку строил дорогу, которая и по сей день носит его имя – Егоров путь.

Монастырский комплекс расположен на трех небольших плато, расположенных одно выше другого. На нижнем, куда посетители попадают сразу, войдя на территорию монастыря, расположены самые интересные объекты – церковь Св. Николы, старое кладбище и старое келейное и гостевое здание. Церковь Св. Николы расположена прямо напротив монастырских ворот. Это относительно крупное прямоугольное однонефное строение с полукруглой апсидой с восточной стороны. На западном фасаде над порталом расположено небольшое окно-розетка и трехколокольная звонница. Наос церкви увенчан восьмиугольным барабаном с четырехскатной крышей. Внутри можно видеть сохранившуюся старую стену от церкви XV века с остатками фресок, которые датируются XVI веком. Другое украшение церковного интерьера – большой иконостас в стиле необарокко – работа греческого мастера с острова Корфу Николы Аспиоти.

На втором плато находятся бывшие хозяйственные постройки, а на третьем, самом высоком – малая церковь Св. Троицы, башенка, где раньше размещалась монастырская школа и новое кладбище. Церковь Св. Троицы – постройка конца XVII века, построенная на фундаментах более старой церкви, разрушенной во время землетрясения 1667 года. Церковь маленькая, однонефная с полукруглым сводом и полукруглой апсидой с восточной стороны. На западной стороне расположена одноколокольная звонница. Интерьер церкви украшен фресками конца XVII века известного сербского мастера Радула.
В монастырской ризнице хранится множество ценных предметов, старинных икон, богатая библиотека и архив. Среди всех этих сокровищ нужно выделить старое рукописное евангелие 1600 года в окованном серебром переплете – подарок монастырю от черногорского митрополита Данило Петровича-Негоша.

Класс достопримечательности ***

Как добраться:

Автомобилем из Будвы или Бара.

Поделиться в соцсетях: