Свач

Мертвый средневековый город Свач – один из весьма любопытных исторических памятников в Черногории. Он стоит на невысокой гряде возле берега Шасского озера в южной части Черногории. это был огромный по средневековым меркам город. По занимаемой территории он превосходил и Котор, и соседний Бар.

Новые интересные находки в Сваче совершаются археологами буквально каждый год. В ближайшем будущем мы, наверное, узнаем что-то новое об этом удивительном городе, где когда-то в бурлила активная жизнь, а сегодня лишь окрестные селяне бродят по его руинам, пасут скот и собирают дикорастущие плоды. Увы, ничто не вечно в нашем мире.

Исследования археологов свидетельствуют, что на этом месте существовало иллирийское поселение еще в IV веке до н.э. На территории города найдено некоторое количество находок античного времени, в том числе фрагменты керамики, украшения, иллирийские и римские монеты. Отдельные предметы позволяют сделать предположение о существовании на этом месте еще доисторического поселения бронзового века.

К VI веку старое поселение было разорено варварскими нашествиями, тогда византийский император Юстиниан отстраивает город заново, возводит крепостные стены с башнями. Свач растет и развивается. В нем строятся дома, церкви и монастыри. Как мы уже не раз обращали внимание, в раннем Средневековье в старых городах сохранялось романизированное население, в то время как в округе жили славянские племена, которые со временем стали образовывать собственные государства и становиться независимыми от Византии.

Античный и византийский периоды Свача вплоть до XI века на сегодняшний день представляют собой фактически белое пятно в истории города. Возможно, работа археологов в ближайшем будущем даст какие-либо результаты.
Неизвестно, когда Свач стал центром епископии, но в 1067 году, он упоминается булле папы Александра II как город с кафедрой.

В 1183 году Свач захватывает великий жупан Сербии Стефан Неманья, и с тех пор он становится частью Сербского королевства. В 1242 году сюда докатились монгольские орды хана Кадана, внука Чингиз-хана, они разграбили и сожгли Свач. Археологи находят слои со следами пожара и тотального уничтожения.

В конце XIII – начале XIV века город восстанавливается под покровительством королевы Елены Анжуйской. Здесь снова строятся величественные церкви, руины которых дошли и до наших дней. В находящемся на торговом пути из Улциня в Скадар Сваче были двух- трехэтажные дома, мощеные улицы, стены и башни; существовала развитая торговля и обмен, чеканилась собственная монета.

Жизнь продолжалась до конца XVII века, после чего резко обрывается. Ученые не знают, что послужило причиной – какая-нибудь средневековая эпидемия вроде чумы или случившееся в то время турецкое нашествие. Как бы там ни было с тех пор Свач стоит в руинах, которых с каждым годом становится все меньше и меньше. Город зарастает травой и колючим кустарником, его и без того немногие сохранившиеся строения постепенно разрушаются.

Свач лежит к северу от Шасского озера, одна его часть расположена непосредственно на гряде, а другая – внизу, на равнине, таким образом, город делится на верхнюю и нижнюю части.

Со всех сторон он был окружен крепостными стенами с башнями. Одна стена проходила по вершине гряды, ее фрагменты сохранились лучшим образом. Далее с двух сторон стены спускались вниз, заворачивали и сходились, образуя прямоугольник. Нужно отметить, что это старые средневековые стены, тонкие и высокие, не предназначенные для противостоянию огнестрельному оружию – артиллерии.

Существует легенда, согласно которой в городе было 365 церквей – столько же, сколько дней в году. Правитель Дукли князь Йован Владимир в 997 году попал в плен болгарскому царю Самуилу. Царская дочь Косара полюбила пленного князя и уговорила отца отпустить ее и Йована Владимира, что тот и сделал. После этого Йован Владимир правил Дуклянским княжеством уже как вассал болгар. Это исторический факт.
Легенда состоит в том, что Косара обещала в ознаменование благополучного для нее и ее возлюбленного решения отца построить 365 церквей в одном городе – столько, сколько дней в году. Исполнила она свой обет или нет мы сегодня не знаем. Это может показаться невероятным, такое количество вряд ли бы разместилось на территории, которую занимал город, несмотря на то, что она была значительной. А если бы и разместилось, то тогда бы Свач состоял из одних церквей, другим строениям просто не осталось бы места. Однако вполне допустимо следующее предположение, что жители города были очень набожными людьми, и в каждом доме вполне могла быть своя собственная церковь или часовня.
Как бы там ни было на сегодняшний день в Сваче археологи смогли обнаружить остатки 15 общественных строений сакрального назначения. Лучше всех остальных до наших дней сохранились руины двух величественных в прошлом церквей – Св. Марии в нижней части города, и Св. Йована Владимира на гряде. Эти две церкви хорошо заметны из любой точки Свача и прилегающих с северной стороны окрестностей.

К расположенной в верхней части города церкви Св. Йована Владимира ведет дорога, превращающаяся в тропу, которая поднимается наверх к остаткам ворот в городской стене, которая шла прямо по вершине хребта. Многие строения в этой части города были встроены прямо в городскую стену. Рассматриваемая нами церковь представляет собой монументальную однонефную базилику прямоугольной формы с небольшой полукруглой апсидой, которая встроена в нижнюю часть строения, расположенного восточнее от церкви. Вероятнее всего, это был жилой дом, от которого сохранилась часть перекрытия второго этажа над апсидой церкви. В центре апсиды находится готическое окно-монофора Церковь была построена в романском стиле с элементами готики. По данным не сохранившейся на сегодняшний день надписи на западном фасаде храма он был построен в 1300 году. Во время археологических работ были и обнаружены остатки фресок с изображением патрона церкви – Св. Йована Владимира. Св. Йован Владимир является небесным покровителем Свача – его изображения встречаются на монетах города. Скорее всего, именно эта церковь была кафедральным собором.

От церкви в обе стороны вдоль линии хребта идут остатки других строений верхней части города, но их осмотр затруднителен из-за бурно разросшегося колючего кустарника. Еще дальше к востоку на хребте видны руины еще одной маленькой церкви, но пройти к ней также сложно.

Церковь Св. Марии сохранилась значительно лучше, и представляет собой прекрасный образец готического стиля, распространенного в XIV веке. Как и кафедральный собор эта церковь была построена во время обновления Свача после того, как его разорили монголы. Перед церковью находится множество открытых полуразрушенных гробниц, так что при подходе к ней нужно соблюдать осторожность, чтобы не провалиться в какую-нибудь яму.

Церковь Св. Марии также представляет собой прямоугольную монументальную базилику с одним нефом и квадратной в плане апсидой. Полностью сохранился западный фасад церкви, а также восточная стена прямоугольной апсиды. Судя по строению этих двух частей, и апсида, и сама церковь были покрыты готическими преломленными сводами. В удовлетворительном состоянии пребывает портал церкви, увенчанный полукруглым архивольтом. Верхние внутренние углы портала украшают консоли с каменной пластикой в виде масок, с правой стороны человеческая маска, с левой – маска животного. Над порталом в западном фасаде находится сильно вытянутая в высоту готическая монофора.

Аналогичная монофора, только меньших размеров находится в апсиде. Северная и южная стены церкви частично обрушились и сохранились только в нижней части здания. Отсюда издали создается впечатление, будто от собора осталось только две противоположных стены.

Класс достопримечательности **М

Как добраться:

Автомобилем, узкая асфальтовая дорога.

Проехать в Свач можно из Улциня по дороге, ведущей к албанской границе, либо из Бара по шоссе в сторону Улциня, не доезжая первого тоннеля, нужно свернуть налево на дорогу, также ведущую к границе Сукобин. В селении Владимир поворачиваем направо, доезжаем до маленького поселка Шас, откуда пешком идем к развалинам древнего города.

Поделиться в соцсетях: