История Черногории. Под властью митрополитов

Рассказывая историю черногорцев, я остановился на том, что Иван Црноевич, отступая перед лицом надвигающихся турок, оставил свою прежнюю столицу – крепость Жабляк на Скадарском озере, увел свой народ в область Горной Зеты, где основал крепость Обод. Затем он ушел еще дальше в горы, где в 1482 году в долине реки Цетины основывал монастырь и свою новую столицу – Цетине. Через некоторое время династия Црноевичей прервалась, и народ на более чем 300 лет остался без светского правителя.
Цетине. Фундаменты монастыря Ивана Црноевича.

<

Черногория была формально включена в состав владений Османской империи, но фактически управлялась самостоятельно, в Цетине никогда не было османской администрации, а верховная власть принадлежала духовным лидерам – настоятелям Цетиньского монастыря, черногорским митрополитам.
Нужно особо отметить, что черногорцы крайне не охотно выполняли свои вассальные обязательства перед турками, часто отказывались платить дань, тогда турки организовывали карательные экспедиции, грабили Цетиньский монастырь и разоряли дома. Будучи по своей природе свободолюбивым и крайне воинственным народом, черногорцы регулярно отвечали туркам тем же – устраивали разорительные набеги на ближайшие турецкие поселения. В таком режиме эти два государства – огромная Османская империя и миниатюрная Черногория сосуществовали порядка двухсот лет, когда в конце XVII века после разорительного набега и полного разрушения турками черногорской столицы и монастыря, и, казалось бы, ожидаемого полного забвения этого маленького народа, к власти приходит династия митрополитов Петровичей-Негошей, при которых начинается возрождение, и закладываются основы черногорской государственности.
Петровичи-Негоши – старинный сербский род, происходит из Восточной Герцеговины. В Черногорию они перебрались в XV веке, еще во времена Ивана Црноевича. После того, как Босния оказалась оккупирована турками, многие владетельные сербские роды были вынуждены покинуть свои прежние места обитания. Негоши осели в небольшой долине среди гор Ловчена неподалеку от Цетине, в селении, которое по случайному совпадению называлось Негуши.
Через несколько поколений после переселения Негошей в Черногорию в их семье рождается Радул, который в монашестве принимает имя Петр, его потомки стали называться Петровичами. Правнуком этого Петра был Никола, который в детстве обучался в Цетиньском монастыре, но после того, как турки во главе со Скадарским Сулейман-пашой разоряют Цетине и разрушают до основания Цетиньский монастырь, возвращается в свое родовое село.  В 1696 году черногорцы на Общем Соборе избирают своим Владыкой – митрополитом Николу, который в монашестве принимает имя Данило. Это было началом владетельной черногорской династии, в ней будет пять духовных владык-митрополитов и два светских князя, последний из которых примет королевский титул. Поскольку Петровичи-Негоши обладали монашеским саном и не могли иметь потомство, власть в династии передавалась не от отца к сыну, как обычно, а от брата к брату или от дяди к племяннику.

Митрополит Данило

Митрополит Данило начинает активную борьбу за освобождение Черногории от власти турок. Важным событием в начале его правления стало истребление всех черногорских потурченцев – мера жесткая, но вынужденная. Полунезависимая Черногория была единственным светочем христианства среди всех южных славян, а полное разорение в 1692 году турками лишало ее надежд на дальнейшее самостоятельное существование. Жившие повсюду потурченцы-мусульмане только и ждали удобного случая, чтобы предать Черногорию и установить в ней турецкую власть. Владыка сам едва не пострадал от их коварства, когда, отправившись в Подгорицу с дозволения турецкого паши освещать церковь, был схвачен и едва не убит, его отпустили за большой выкуп. И вот по приказу Данило в одну ночь все потурченцы были уничтожены, пощадили лишь тех, кто вернулся в христианскую веру. И это не было убийством безоружных людей, турки были вооружены и прекрасно осведомлены о том, что готовилось против них. Черногорцев во время этого события также полегло немало, по свидетельству очевидцев для павших не хватало места на кладбищах, хоронили по шесть человек в одну могилу.
В 1704 году под руководством своего владыки черногорцы завершают строительство нового Цетиньского монастыря у подножия Орлиной горы, совсем недалеко от места, где находился старый монастырь, его фундаменты и сегодня находятся там же, своей огромной раной свидетельствующие о турецком варварстве.
Митрополит Данило был искусным дипломатом и успешно лавировал в отношениях с Венецианской республикой, которая с одной стороны поддерживала черногорцев в их борьбе с турками, а с другой – рассчитывала впоследствии включить в состав своего государства. При митрополите Данило произошло важное событие – были установлены дипломатические отношения с Россией. В 1711 году Данило посещает Санкт-Петербург, где получает от Петра I грамоту, в которой русский царь признает его владетелем Черногории и одобряет восстание черногорцев против турок. С тех пор Черногория стала получать от России ежегодную финансовую помощь, которая была прервана лишь единожды в конце XVIII века по причинам, которые мы расскажем чуть позже. Этот союз с Россией оказал и неоценимое моральное влияние на черногорцев, обладая столь могущественным покровителем, они воспрянули духом, у них появилась надежда на освобождение от турецкой зависимости, на скорое изгнание коварных и жестоких завоевателей с своих исторических земель.
Данило был первым черногорским митрополитом, который в отличие от своих предшественников, занимавшихся исключительно церковными вопросами, уделял большое внимание светскому управлению. Он первым начал бороться с межродовой враждой черногорцев и обычаем кровной мести. Это дело продолжили его наследники.

Новый Цетиньский монастырь

Могила митрополита Данило на Орлиной скале в Цетине.

Владыка Данило скончался в 1735 году, ему наследовал митрополит Савва из рода Петровичей-Негошей. Он продолжил дело своего предшественника, помогал России и Австрии в борьбе с турками. Во время его поездки в Россию в 1750 году к императрице Елизавете коадъютором, то есть заместителем назначается его двоюродный брат Василий, родной брат владыки Данило. С тех пор они властвовали вместе вплоть до внезапной смерти митрополита Василия во время визита в Петербург в 1766 году. Есть версия, будто его отравил подкупленный венецианцами доктор. Со всеми полагающимися почестями владыка Василий был похоронен на кладбище Александро-Невской лавры. В своей политике Василий также твердо ориентировался на Россию, как верного союзника, активно воевал с турками и сопротивлялся венецианскому влиянию. Помимо всего прочего он был автором первой Истории Черногории, а также составил Цетиньскую летопись – первый архив всех документов и писем, касающихся истории монастыря и Черногории вообще. И по сей день эта летопись хранится в Цетиньском монастыре.

С гибелью Василия при митрополите Савве, обладавшим мягким характером, в Черногории вновь воцаряется бывший здесь до времени владыки Данило хаос. Вновь участились междоусобицы и случаи кровной мести, начались грабежи на дорогах, активизировались турецкие и венецианские шпионы. И вот в такой обстановке в Черногории появляется удивительный человек, о котором я расскажу в следующем посте.